Нервные дети — что это? Наказание господне? Примета времени? Плохое воспитание? А, может быть, это следствие нашего образа жизни? Говоря языком классиков: “Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива”. Откуда все-таки берутся нервные дети? Ответ, как всегда, прост. Мы сами виноваты в том, что дети — и свои, и чужие — ведут себя не так, как нам хотелось бы.

В народе говорят, что ребенка воспитывают до 5 лет. Врачи считают, что ребенка надо воспитывать еще до рождения. Находясь в утробе матери, он получает необходимые питательные вещества из ее организма, и уже давно замечено, что неполноценное питаниеоказывает неблагоприятное влияние на течение беременности и развитие будущего ребенка. Однако могут родиться дети, по физическому строению не отличающиеся от нормальных здоровых детей. Но они растут ослабленными, чаще болеют, имеют плохую память, учатся с большим трудом.

Наказание господне
Наказание господне

Болезни будущей матери — кровотечения различного происхождения, заболевания сердечно-сосудистой системы, инфекционные болезни — также влияют на развитие плода, так как вызывают недостаток кислорода в его крови и приводят в дальнейшем к нарушениям физического и умственного развития детей. Такие дети позже начинают держать голову, сидеть и ходить, имеют склонность к малокровию. Растут такие дети легко возбудимыми, суетливыми, пугливыми. Они капризны и упрямы, легко утомляемы и на протяжении всей жизни доставляют немало хлопот родителям и окружающим.

Ну, вот, наконец, родился вроде здоровый ребенок. Но развитие нервной системы еще далеко не завершено, увеличение веса мозга замедляется только к 7-8 годам. Психическое развитие ребенка происходит наиболее интенсивно в отдельные периоды его жизни. Условно этими периодами считают возраст 2-4 года, 7-8 лет и 12-16-18 лет. Эти периоды или, как их называют, возрастные кризы необходимо знать, так как в это время дети бывают особенно ранимы, эмоционально неустойчивы и требуют к себе особенно внимательного отношения.

Первый период (2-4 года) характеризуется усиленным ростом тела. Ребенок становится все более ловким и самостоятельным. Нередко родители в силу своей занятости и недостатка терпения подавляют его стремление к самостоятельности (быстрее и проще накормить, одеть ребенка самому). Это вызывает у некоторых детей бурный протест в виде громкого крика. Другие дети смиряются с волей родителей и становятся вялыми, пассивными, безвольными, но начинают действовать исподтишка.

Очень часто родители, знакомя малыша с окружающим миром, перегружают его память сложными названиями, событиями, истощая таким образом еще не созревшую нервную систему. Это, как правило, ведет к нарушению сна, ночным страхам, заиканию. Возраст от 2 до 7 лет является колыбелью неврозов. Отмечаются две основные причины их возникновения: острый неожиданный испуг и длительная конфликтная ситуация в семье.

Наказание господне
Наказание господне

Если с первой причиной все понятно, то вторая требует разъяснений. Назову лишь наиболее часто встречаемые случаи:

Чрезмерно строгое и требовательное воспитание. Жесткой дисциплиной родители пытаются “выковать” сильную личность, “настоящего мужчину”. Либо считают, что “по-другому ребенок не понимает”. Результатом такого непосильного детским силам напряжения становится психический срыв.

Излишняя забота, навязчивая ласка и обременительное внимание к ребенку, как ни парадоксально, приводят к сходным результатам. У ребенка ограничивают растущую потребность в самостоятельности, навязывают ему мнение о своей некомпетентности во всех сферах жизни. “Сильный” ребенок в такой ситуации протестует и борется, “слабый” — ломается.

Ссоры и несогласия между родителями. На глазах ребенка рушится весь его мир, когда два самых главных и безгранично любимых человека в его жизни становятся между собой врагами. Все это наносит детской психике удар, с которой она не в силах справиться.

Разрушение семьи. Родители заставляют ребенка сделать выбор “между папой и мамой”, встать на сторону одного из двух одинаково любимых и необходимых людей и одновременно полностью отречься от другого.

Второй брак одного из родителей. Ребенок не может перенести вторжения в его мир “чужого” человека и протестует против навязываемой ему необходимости подчиниться.

Наказание господне
Наказание господне

Внешними признаками неврозов у детей дошкольного возраста являются заикание, нервные тики и истерические реакции. В первом случае ребенок не может произнести слово, лицо его напрягается, мышцы лица подергиваются. Нервные тики — это разнообразные навязчивые часто повторяющиеся движения головой или плечами, моргание, шмыгание носом, покашливание.

Истерические реакции внешне наиболее бурны из всех детских неврозов и направлены на получение желаемого, используя громкий крик и слезы. Впервые такая реакция проявляется как неспособность детской психики справиться с ситуацией отказа. Однако, если родители выполняют требования ребенка, изъявляемые подобным образом, они способствуют закреплению данной реакции и превращают ее в привычку.

Второй период жизни ребенка (7-8 лет) характеризуется завершением развития речи, развитием еще большей самостоятельности, возникшей потребности товарищества, повышенным интересом к окружающему миру. У детей впервые появляется умение сдерживать себя — “властвовать собой”.

Ребенок с рождения легко владеет процессом нервного возбуждения. Он самостоятельно просыпается, чувствует потребность в играх, движении, активной деятельности. А вот процесс торможения надо воспитывать. Пока психика ребенка незрелая, он не в состоянии самостоятельно заснуть, успокоиться после бурных игр, переносить длительную неподвижность.

Наказание господне
Наказание господне

ервым воспитанием самостоятельного управления процессом торможения являются запреты. Словом “нельзя” родители ограждают ребенка от того, что вредно и опасно для него, приучают его сдерживаться и ограничивать свои желания. При этом важна последовательная и твердая позиция родителей. Как говорят западные психологи, это дает ребенку уверенность в том, что им руководят люди, “знающие, что они делают”. Периодически ребенок “проверяет” родителей своими капризами и требованиями заведомо запрещенного. И, получая по-прежнему твердый отказ, он успокаивается. Если же, напротив, позиция родителей меняется на противоположную (“один раз нельзя, а другой — можно”) ребенок чувствует неуверенность: мир изменился и его предыдущий опыт уже не действует.

Необходимо учитывать еще одну особенность малышей — они склонны к подражательству. То есть реальное воспитание протекает постоянно на примере поведения родителей. Взрослым необходимо помнить, что ребенок интуитивно видит и чувствует все повороты мысли, все нюансы интонаций, все подтексты диалогов.

Большое значение в формировании человека имеет третий период развития (от 12 до 18 лет). В это время организм так же, как и в первом периоде, претерпевает ряд возрастных физических изменений. В это время могут возникать неприятные ощущения в области сердца, повышение артериального давления, изменения со стороны почек, повышенная утомляемость. Организм растет и взрослеет так стремительно, что отдельные органы порой не справляются с резко меняющейся нагрузкой. Большинство этих нарушений имеют временный характер.

Предупредить развитие невроза и просто, и сложно. Главный совет — воспитывайте взрослого человека, но не забывайте, что вы имеете дело с ребенком. И помните, что ребенок нервен, капризен, труден в общении не потому, что он такой “вредный”, “злой”, “неблагодарный”, а потому, что нездоров. Детская нервность — это временное и устранимое нарушение деятельности нервной системы. Но если нервность не лечить в детстве, то это серьезно осложнит и его взаимоотношения с людьми и жизнь в целом.

Борис КУЗНЕЦОВ, детский психиатр